ДОМИК У ДОРОГИ
Грустно, горько и печально... Много лет без человеческого тепла, сиротой стоит домик у дороги, вздыхает и в землицу вростает... Почернел от старости, в окнах непроглядная темнота...
А в былое времечко сколь счастья в нём жило, сколь веселья да песен перепето...Да...время-времечко...
Когда-то маленько и мы тут жили, свадебку играли. Счастливы мы, гости и родители наши, Цартвие им небесное. Столы, полные разносолов, из комнаты в комнату "переходили".
Да...время-времечко быстрёхонько течё, как водица в родничке...
Вспомнилось: кровать наша за большим зеркальным шкапом, напротив - печь. Мамушка ешшо спит, а свёкор в шесть часов утра уже по дому шуршит...Тихо-тихо принесё охапку дров на истопиль, уж не бросит у печи, лучина с вечера готова, неспеша затопит, дрова сухие запотрескивают и... побегут по потолку в комнатном полумраке весёлы отблески...
Вот уж на кухне русска печь зашумела, самовар протяжны песни запел, тарелки в наблюднике запозванивали...Дом просыпается. Свёкор прошепчет: -Тихо, мать, пусь молодежь поспит, жись у их длинна, ешшо устанут. Пойдём сбродим до лесу, грибов на губницу наберём". Дверь скрипнула, тишина в дому...
А мы дрыхнём в охапке да на одной подушке. Уж надоть вставать да неохота...
Хороший у меня свёкор был, работяшший, про таких говорят - "с руками". Шибко землю любил, яблони да лошадок; корзину сплетё и топор насадит, грабёла сладит, уж ничего не покупывал, всё сам да сам. А ешшо он добрый был и весёлый, всё шуточки зашучивал, песен много знал и петь умел, а по праздникам каким, хто попросит, дак и спляшет. Вот таким я его и помню и всегда в Храме поминальную записочку пишу и свечку ставлю.
Опять же и дом построил сам, скоко надоть было сил. Уму просто непостижимо! Семья больша была: сами , да детёв шестеро, да старенька маменька, всем хватало места. Батька с утра до вечеру на работе, поужнат и дрова пилить пошел в лес с лучовкой и до потёмок.
А чё видел-то в жизни? Работушку да две войны...
Так-то родители в одной упряжке жили, ташшили семью скоко могли потому, как любили друг дружку.
А вон оно как вышло-то! Кому достался, тому не нужОн дом-от... Давно бы стоял дворцом, глаз радовал прохожим, детским смехом заливался. Родственники бы, приехав из своих городов-то, босичком да по половицам родным похаживали...Не случилось.
Память острее ножа... Младшего, того, часто ноги приводят к родному порогу, душа рвётся; погладит бревно негретое, вспомнит горячую печь, котора распрямляла спину бати после тяжкого труда... Не уберегли родной дом. Небушку скажет: - Встретимся, батя, много чего у нас с тобой недосказанного, недоспрошенного ...
Младшенького отец шибко любил. Говорил:- Последыш ты мой, сын, наказ тебе даю - время моё придет, я уйду - в дому живи, хозяйство справно веди, что б не стыдно людей-то было. И сына родите, мой род-фамилию продлите, нето зря я землю топчу , для меня это важно...Сам знашь, старшой мой сын - инвалид детства, как судьба его сложится, не знамо, у среднего две дочи народилися, а мои дочеря, те мужнины фамилии носют... На тебя одна надёжа". Ушел отец в мир иной в том же годе.
А времечко, оно идё, быстро катится.... Вот уже и мамушки не стало, среднего брата не стало...Дом стоял, ждал своей участи.
Вот тут-то каждый сам себя и показал. Жена умершего брата уцепилася за дом-от до синих жил. Младший просил продать её долю, но отказала. Поставила точку старшая сестра: сначала обещала младшему свою долю продать, почем зря ругала жену брата за то, что с мужем та не жила уже как два года, другого нашла...Потом перерешила, сказав младшему, что бы купил той дом и тогды забирал себе родительской...В обшем, не сговорилися. Остался дом, как у нас говорят, чужому дяде.
Стоит пока ешшо дом - родовое гнездо, кряхтит от старости, зимой дрожит от стужи...
Зачем написала о нём? Затем, чтобы берегли родительские дома, ремонтировали их, помнили, что судьба их на совести детей... Сколько их стоит, сутулых страдальцев у наших дорог, убогих, брошенных...и жаль, что родственные души не понимают друг дружку.
РОД - это наши корни, важное понятие для наших детей, внуков, правнуков...
😊А у младшего родились два сына и уже три внука носят с гордостью фамилию прадеда.
Г.И.Т.